РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
В статье обсуждается вопрос, можно ли на основании «внешнего» сходства терапии больных сердечной недостаточностью (СН) с низкой (СНнФВ) и с сохраненной (СНсФВ) фракциями выброса левого желудочка (ФВЛЖ) делать вывод о том, что любая СН на протяжении всего диапазона ФВЛЖ является единым целостным заболеванием и позиционирование СНсФВ и СНнФВ как отдельных самостоятельных заболеваний не является правомочным?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Климактерические симптомы могут нарушать ход жизни женщин на пике карьеры и семейной жизни. В настоящее время самым эффективным методом лечения этих проявлений является менопаузальная гормональная терапия (МГТ). Наличие сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний само по себе не исключает возможность назначения МГТ с целью купирования климактерических симптомов и улучшения качества жизни. Однако нередко препятствием для использования этого вида гормональной терапии являются опасения врачей, которые боятся принести пациенткам больше вреда, чем пользы. Осторожность особенно важна, когда речь идет о женщинах, страдающих сопутствующими заболеваниями. Более того, следует признать, что качественных исследований относительно безопасности МГТ при основных хронических неинфекционных заболеваниях и часто встречаемых коморбидных состояниях недостаточно. В представленном согласительном документе проведен анализ всех доступных в настоящее время данных, полученных в ходе клинических исследований различного дизайна, и создан свод критериев приемлемости назначения МГТ женщинам с сопутствующими сердечно-сосудистыми и метаболическими заболеваниями. Опираясь на представленный документ, врачи различных специальностей, консультирующие женщин в климактерии, получат доступный алгоритм, позволящий избегать потенциально опасных ситуаций и обоснованно назначать МГТ в реальной практике.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель Изучить динамику расчетных индексов (нейтрофильно-лимфоцитарное отношение – НЛО, системный индекс воспаления – СИВ) и биомаркеров системного воспаления (интерлейкин-1β – ИЛ-1β, высокочувствительный С-реактивный белок – вчСРБ), параметров структурно-функционального состояния миокарда и внутрисердечной гемодинамики, их взаимосвязь у пациентов с впервые установленным диагнозом множественной миеломы (ММ) в дебюте заболевания и после 6 курсов химиотерапии (ХТ) с включением ингибитора протеасом бортезомиба.
Материал и методы В проспективное исследование включены 30 пациентов с впервые выявленной ММ, из них 17 (56,7 %) мужчин, средний возраст 63,8±10,0 лет. Всем пациентам выполнены следующие исследования: определение уровней ИЛ-1β, вчСРБ, расчет воспалительных индексов НЛО и СИВ, трансторакальная эхокардиография до и после 6 курсов ХТ с включением бортезомиба. На момент завершения исследования выбыло 9 пациентов вследствие причин, не связанных с сердечно-сосудистыми осложнениями проведенной ХТ.
Результаты На фоне противоопухолевой терапии выявлено повышение иммуновоспалительных индексов: НЛО увеличилось с 1,54 [1,02; 1,83] до 2,9 [1,9; 4,35] (p=0,009), а СИВ – с 402,95 [230,5; 534,0] до 1102,2 [453,1; 1307,9] (р=0,014). Уровень ИЛ-1β увеличился с 5,15 [4,05; 5,77] до 6,22 [5,66; 6,52] пг / мл, оставаясь при этом в референсных пределах (p=0,142), тогда как уровень вчСРБ снизился с 1,02 [0,02; 2,71] до 0,02 [0,02; 0,82] МЕ / л (p=0,138). Статистически значимых изменений параметров ремоделирования сердца, клинической картины сердечно-сосудистых осложнений не выявлено. В ходе корреляционного анализа установлены достоверные обратные корреляции между уровнем вчСРБ и фракцией выброса левого желудочка – ФВ ЛЖ (r= –0,557; p=0,003), числом плазматических клеток (ПК) и ФВ ЛЖ (r= –0,443; p=0,023), а также прямая взаимосвязь между количеством ПК и уровнем вчСРБ (r=0,433; p=0,022).
Заключение В ходе исследования критериев кардиотоксичности бортезомибсодержащей ХТ у пациентов с ММ, согласно принятому определению, не достигнуто. Выявленные корреляции между уровнем маркеров острого воспаления, показателями внутрисердечной гемодинамики и непосредственным субстратом ММ могут свидетельствовать о роли хронического малоинтенсивного воспаления в патогенезе ремоделирования миокарда у пациентов с ММ. Это обусловливает необходимость дальнейших исследований на больших выборках пациентов, оценки прогностической значимости.
Цель. Оценка влияния начала терапии инклисираном в стационаре у пациентов с острым ишемическим инсультом на параметры липидного обмена.
Материал и методы. Проведено проспективное наблюдательное нерандомизированное исследование. В исследование включены 12 пациентов с острым ишемическим инсультом, которым назначена комбинированная гиполипидемическая терапия с инклисираном (284 мг однократно). Через 15 дней после начала терапии оценивали изменения липидного состава крови. Для количественных переменных определяли медиану, максимальное и минимальное значение. Значимость различий между связанными выборками по количественным переменным оценивали с помощью теста Манна – Уитни.
Результаты. До начала комбинированной гиполипидемической терапии уровень общего холестерина (ХС) составлял 7,33 ммоль / л, уровень холестерина липопротеидов низкой плотности (ХС ЛНП) – 5,23 ммоль / л. Через 15 дней после начала терапии с применением инклисирана отмечалось статистически значимое снижение уровня ХС на 52,1 % и ХС ЛНП на 71,1 %. Доля пациентов, достигших целевого уровня ХС ЛНП, составила 66,7 %. Нежелательных явлений, расцененных исследователями как связанными с проводимой терапией, не зарегистрировано.
Заключение. Стратегия раннего назначения инклисирана (или его комбинации со статином) у пациентов с ишемическим инсультом позволяет безопасно добиваться статистически значимого снижения уровня ХС ЛНП уже через 15 дней после начала терапии.
Цель. Оценка влияния плейотропных (противовоспалительного и антифибротического) эффектов липофильного статина (аторвастатина) в лечении сердечной недостаточности (СН) с сохраненной фракцией выброса (СНсФВ) левого желудочка (ЛЖ).
Материал и методы. В обсервационное исследование были включены 80 пациентов с СНсФВ ЛЖ, из них 40 пациентов получали аторвастатин в дозе 20–80 мг / сут в дополнение к стандартной терапии, 40 пациентов, отказавшихся от приема статинов или имевших проявления непереносимости препарата, получали только стандартную терапию. Период наблюдения составил 12 мес, за время которого было проведено 5 визитов. На визитах оценивалось общее состояние пациентов, выполнялись электрокардиография, эхокардиография в покое и на фоне дозированной физической нагрузки (ФН), анализировались антропометрические показатели, данные офисного измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), параметры систолической и диастолической функции ЛЖ.
Результаты. Среди включенных в исследование пациентов преобладали женщины в возрасте 60–70 лет с выраженным ожирением (n=46; 57,5 % с ожирением II–II степени), тяжелой артериальной гипертензией (АГ) (n=65; 81,2 % с АГ III степени), дислипидемией, сахарным диабетом 2‑го типа, хронической болезнью почек. Назначение аторвастатина в дополнение к стандартной терапии сопровождалось регрессом симптомов СН и повышением толерантности к ФН, более выраженными после 6 мес наблюдения. При этом в течение 12‑месячного наблюдения была выявлена достоверная разнонаправленная динамика глобальной продольной деформации ЛЖ: в основной группе она увеличивалась, что свидетельствовало об улучшении систолической функции ЛЖ, а в контрольной – уменьшалась, отражая ранние, доклинические проявления прогрессирования СН. Диастолический стресс-тест в сочетании с кардиопульмональным нагрузочным тестированием был проведен 64 пациентам с СНсФВ при включении в исследование, а также через 6 и 12 мес наблюдения. При достижении нагрузки 50 Вт в группе аторвастатина через 12 мес было выявлено достоверное увеличение скоростных показателей тканевой допплерографии, в частности e’ септ. и e’ лат., что привело к существенному снижению отношения E / e’, тогда как в контрольной группе динамики этих показателей не отмечалось. Подобные изменения выявлены и при более высоких уровнях ФН.
Заключение. Длительное применение липофильного статина (аторвастатина) в дополнение к стандартной терапии сопровождалось регрессом клинических проявлений СНсФВ, способствовало сохранению систолической функции, некоторому улучшению диастолической функции ЛЖ как в покое, так и при дозированной ФН.
Цель. Больным с фибрилляцией предсердий (ФП) высокого риска развития тромбоэмболических осложнений, перенесшим кровотечение, необходимо стремиться возобновить антикоагулянтную терапию. Существующие традиционные шкалы оценки риска развития геморрагических осложнений обладают не очень высокой специфичностью в отношении риска рецидива кровотечений, что делает актуальным поиск клинических и лабораторных предикторов для верификации больных, которым требуется персонифицированный регламент наблюдения. Цель исследования – оценка частоты и предикторов рецидива больших и клинически значимых кровотечений у больных с ФП после возобновления антикоагулянтной терапии, а также вклада смены антикоагулянта в безопасность лечения.
Материал и методы. На основании наблюдения в течение 5 лет за 95 больными с ФП, перенесшими большие и клинически значимые кровотечения, оценены частота и клинические факторы, определяющие рецидив геморрагических осложнений.
Результаты. По данным 5‑летнего наблюдения, частота рецидива больших / клинически значимых кровотечений составила 16,9 / 100 пациенто-лет. Смена перорального антикоагулянта достоверно снижала риск рецидива у больных, перенесших клинически значимое кровотечение, и не влияла на риск рецидива больших кровотечений. Предиктором рецидива больших / клинически значимых кровотечений на фоне возобновления терапии оказалась хроническая болезнь почек со снижением клиренса креатинина менее 60 мл / мин, повышавшая риск рецидива в 2,27 раза (95 % доверительный интервал 1,1253–4,6163; р=0,0221).
Заключение. Развитие серьезного кровотечения у больного из группы высокого риска развития тромботических осложнений всегда требует переоценки факторов риска, адекватности выбора и дозировки антикоагулянта. Основополагающей является разработка единого протокола ведения больных с ФП, получающих антикоагулянты и имеющих высокий риск кровотечений, что позволит снизить риск неблагоприятных исходов.
Цель. Оценить связь госпитальной летальности пациентов с COVID-19 с наличием сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в анамнезе по данным российского регистра пациентов с COVID-19.
Материал и методы. В исследование включены 758 пациентов с COVID-19 (403 мужчины, 355 женщин) в возрасте от 18 до 95 лет (медиана 61 год), последовательно госпитализированных в ковидный госпиталь ФГБУ «НМИЦК им. академика Е. И. Чазова» Минздрава России в апреле – июне 2020 г. Оценка предикторов смерти в стационаре проводилась с помощью одно- и многофакторного регрессионного анализа с использованием программы SPSS Statistics version 23.0.
Результаты. В период пребывания в стационаре 59 (7,8 %) пациентов c COVID-19 умерли, 677 (89,3 %) были выписаны, 22 (2,9 %) переведены в другие стационары. Однофакторный регрессионный анализ показал, что увеличение возраста на каждую декаду ассоциируется с 92 % увеличением риска смерти (относительный риск – ОР 1,92; 95 % доверительный интервал – ДИ 1,58–2,34; р<0,001), при этом с увеличением числа ССЗ риск смерти возрастает на 71 % (ОР 1,71; 95 % ДИ 1,42–2,07; р<0,001). Наличие одного ССЗ или более, а также отдельных нозологий (фибрилляция предсердий, хроническая сердечная недостаточность – ХСН, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, нарушения мозгового кровообращения в анамнезе), а также сахарный диабет, ассоциированы с более высоким риском летальных исходов за период пребывания в стационаре по поводу COVID-19. Наличие любого ССЗ повышало риск смерти в стационаре в 3,2 раза, однако при внесении в модель поправки на возраст и пол эта ассоциация утрачивала силу, и только наличие ХСН было ассоциировано с 3‑кратным повышением риска смерти (ОР 3,16; 95 % ДИ 1,64–6,09; р=0,001). Еще одним независимым предиктором смерти был возраст (ОР 1,05; 95 % ДИ 1,03–1,08; р<0,001).
Заключение. Наличие в анамнезе ССЗ, их число и степень тяжести ассоциированы с более высоким риском смерти пациентов за период пребывания в стационаре по причине COVID-19, а независимыми предикторами смерти в стационаре являются возраст 80 лет и старше и ХСН.
Цель. Выраженность воспалительного компонента при остром коронарном синдроме (ОКС) и степень активации коагуляционного каскада может иметь прогностическое значение. Системный индекс коагуляции-воспаления (SCI) оценивает как степень выраженности воспаления, так и систему свертывания крови. Было показано, что данный индекс связан с клиническими исходами. Мы исследовали связь SCI с внутрибольничными клиническими событиями (острое повреждение почек, кардиогенный шок, жизнеугрожающая аритмия, кровотечение) и смертностью у больных с ОКС.
Материал и методы. В исследование включено 396 пациентов в возрасте ≥18 лет, госпитализированных с диагнозом ОКС. SCI рассчитывали по формуле: количество тромбоцитов (103/мкл) × фибриноген (г/л) / количество лейкоцитов (WBC) (103/мкл). Пациенты были разделены на две группы в зависимости от величины системного индекса коагуляции-воспаления: SCI >100 или SCI <100. Анализировали наличие взаимосвязи между клиническими и лабораторными характеристиками.
Результаты. Средний возраст пациентов составил 61,4±12,2 года; 78,3% (n=310) пациентов были мужского пола. Инфаркт миокарда без подъема сегмента ST (ИМбпST) был диагностирован у 56,1% пациентов (n=222). У 42,4% пациентов (n=168) ответственным сосудом была левая передняя нисходящая артерия (ПНА). Средний балл SCI составил 97,5±47,1. Количество лейкоцитов, нейтрофилов и лимфоцитов было выше в группе SCI <100, тогда как количество фибриногена, С-реактивного белка и тромбоцитов было выше в группе SCI>100. Кровотечение любой причины как госпитальное осложнение было статистически значимо выше у пациентов с SCI >100 (р<0,05). Другие внутрибольничные события не были ассоциированы с величиной SCI (р>0,05).
Выводы. Кровотечения у пациентов с ОКС значительно чаще встречались в группе со значениями SCI >100. Таким образом, данный индекс может быть полезным параметром для прогнозирования внутрибольничных кровотечений при ОКС. Вместе с тем, величина SCI не была связана со смертностью и другими внутрибольничными клиническими событиями в исследуемой когорте
Цель. Идиопатическая дилатационная кардиомиопатия (ДКМП) является одной из ведущих причин сердечной недостаточности (СН) с низкой фракцией выброса (ФВ). Индекс Tei является надежным маркером, отражающим как систолическую, так и диастолическую функцию левого желудочка (ЛЖ), и имеет прогностическое значение у пациентов с ДКМП. Мы стремились исследовать взаимосвязь между индексом Tei и долгосрочной выживаемостью у пациентов с ДКМП.
Материал и методы. В исследование включено 98 пациентов с неишемической ДКМП. Среднее время выживания больных составило 59 мес.
Результаты. Индекс Tei был значительно выше у умерших пациентов (0,64±0,08 против 0,71±0,12 соответственно; p=0,01). Конечный систолический объем ЛЖ и фракция выброса ЛЖ (ФВ ЛЖ) были независимыми прогностическими факторами и предсказывали ухудшение долгосрочной выживаемости. Кроме того, пациенты с ФВ ЛЖ ≥32,7% и индексом Tei ≤0,76 имели значительно большее время выживания.
Заключение. Настоящее исследование показало, что индекс Tei достоверно связан со смертностью, а пациенты как с низкой ФВ ЛЖ (≤32,7%), так и с высокими значениями индекса Tei (≥0,76) имели более короткую ожидаемую продолжительность жизни. Исходя из результатов исследования, мы предполагаем, что индекс Tei может быть полезным эхокардиографическим маркером для прогнозирования долгосрочной выживаемости у пациентов с ДКМП.
Цель. Желудочковая экстрасистолия (ЖЭ) характеризуется преждевременной деполяризацией желудочков и ассоциирована с повышенным риском развития аритмий и структурных заболеваний сердца. Настоящее исследование было направлено на изучение связи между экстрасистолической нагрузкой и функцией левого предсердия (ЛП) у людей без известных заболеваний сердца.
Материал и методы. Проведено поперечное исследование 102 пациентов с ЖЭ, обратившихся в кардиологический диспансер. Трансторакальную эхокардиографию использовали для оценки параметров левого желудочка (ЛЖ), включая массу ЛЖ, фракцию выброса ЛЖ (ФВЛЖ), глобальную продольную деформацию ЛЖ (GLS ЛЖ), а функцию ЛП оценивали с помощью визуализации деформации. Экстрасистолическая нагрузка была разделена на три группы: <10%, 10-20% и >20%.
Результаты. Изменения размеров ЛЖ и индекса массы ЛЖ были выявлены в группах с нагрузкой ЖЭ 10-20% и >20%, но различия в величине ФВЛЖ и GSL ЛЖ не были статистически значимыми. Среднее значение E/e' увеличивалось по мере увеличения экстрасистолической нагрузки (р <0,001). Средняя глобальная пиковая деформация ЛП уменьшалась по мере увеличения нагрузки ЖЭ (p < 0,001), в то время как другие средние значения показателей ЛП увеличивались по мере увеличения нагрузки ЖЭ (p < 0,001). Более высокая экстрасистолическая нагрузка была связана с нарушением функции ЛП, на что указывает снижение пиковой деформации ЛП (ЖЭ <10% = 38,1±3,2; ЖЭ 10-20% = 32,4±3,2; ЖЭ >20% = 27,7±2,6, во всех группах р<0,001) и повышение его жесткости (ЖЭ <10% = 18,6±3,2; ЖЭ 10-20% = 27,5±5,5; ЖЭ >20% = 39,0±7,9, во всех группах р<0,001). Была обнаружена сильная отрицательная корреляция между глобальной пиковой деформацией ЛП и жесткостью ЛП (r = -0,779, p <0,001).
Вывод. У лиц без известных заболеваний сердца более высокая нагрузка ЖЭ была связана с нарушением функции ЛП, о чем свидетельствует увеличение E/e', снижение деформации ЛП и увеличение его жесткости. Эти данные свидетельствуют о том, что высокая частота желудочковой экстрасистолии может способствовать дисфункции ЛП, потенциально увеличивая риск сердечно-сосудистых событий.
КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Цель. Оценка динамики глобальной продольной деформации (GLS) ЛЖ и других показателей ЭхоКГ после высокодозной химиотерапии (ВДХТ) и аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (аутоТГСК).
Материал и методы. Риск развития дисфункции ЛЖ у пациентов после ВДХТ с последующей аутоТГСК, изучен недостаточно. В исследование включены 74 пациента с гемобластозами в возрасте от 20 до 65 лет, которым была выполнена ВДХТ с последующей аутоТГСК. У всех в анамнезе было противоопухолевое лечение. Всем пациентам до лечения и после него была проведена ЭхоКГ с оценкой GLS ЛЖ и исследованы уровни тропонина Т и N-концевого натрийуретического пропептида B-типа (NT-proBNP).
Результаты. Снижение GLS на 15 % и более от исходной выявлено у 6 (8,1 %) пациентов. Cнижение GLS было ассоциировано с повышением уровня NT-proBNP >125 пг / мл в исходном состоянии (отношение шансов 8,667; 95 % доверительный интервал 1,419–52,942; p=0,022).
Заключение. Снижение GLS ЛЖ у пациентов, перенесших аутоТГСК, ассоциировано с повышенным уровнем NT-proBNP до вмешательства.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Аневризмы коронарных артерий редко встречаются при проведении коронарографии. Большинство из них имеют атеросклеротическое происхождение. Другими причинами являются заболевания соединительной ткани, травмы, васкулиты, кроме этого встречаются врожденные, микотические и идиопатические аневризмы. В статье представлен случай симптоматического пациента с гигантской аневризмой передней нисходящей артерии. Было проведено успешное кардиохирургическое вмешательство в объеме резекции аневризмы и маммарокоронарного шунтирования.
ISSN 2412-5660 (Online)